Образовательная система Великобритании сегодня допускает два варианта программы обучения в старшей школе: A-Level или International Baccalaureate. Российским родителям, незнакомым со спецификой английского образования, достаточно сложно сделать выбор и определить разницу между данными программами, поэтому вопрос: «Что предпочесть?» до сих пор остается одним из самых частых.
Чтобы помочь родителям разобраться в этом вопросе, мы решили провести сравнительный обзор двух программ.
Сертификат об окончании любой из этих программ, и A-level, и IB, позволяет поступить в британский университет (разумеется, при достаточном количестве набранных баллов).
Предметы обеих программ преподаются в британских школах на одинаково высоком уровне и дают качественную подготовку для дальнейшего образования.
Обе программы предполагают занятия спортом и позволяют попробовать свои силы в различных видах творчества.
На этом, однако, сходства заканчиваются. Теперь студенту следует правильно оценить различия и соотнести преимущества каждой программы со своими потребностями, чтобы принять правильное решение о выборе обучения на два последних года в школе.
Разница между программами начинается уже с истории их возникновения.
A-Level – это национальная программа старшей школы, разработанная в Великобритании. Каждый студент выбирает 3-4 предмета, по которым проходит обучение, и сдает экзамены в рамках итоговой аттестации за курс средней школы. IB — «международный бакалавриат» — был разработан в Швейцарии как универсальная школьная программа с общим учебным планом, которая позволяет учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. Таким образом, имея диплом IB, студент может без экзаменов поступить в университет любой европейской страны (кроме Испании, где в вузах обязательны вступительные испытания), США и Канады.
Каждая из программ рассчитана на два года обучения с итоговым экзаменом, но студенты A-Level сдают дополнительные экзамены в конце первого года, получая «промежуточный» сертификат AS-Level.
Еще одно из ключевых отличий программ – набор изучаемых предметов.
Программа A-Level
Из широкого списка предметов (20-30 дисциплин), который предлагает школа, студенту необходимо выбрать 3-4 предмета, ориентируясь на будущую специальность и требования будущего университета. Обучение по программе A-level предусматривает от 20 до 25 учебных часов в неделю, из них 16 часов посвящены академическим предметам и 5-8 часов английскому языку. Творческие занятия и спорт идут вне обязательной программы.
Студенты также могут выполнить исследовательскую работу “Extended Project” с результатом, оформленным в виде «развернутого эссе».
Программа International Baccalaureate
Студент должен выбрать шесть предметов (по одному предмету из шести групп); три из них изучаются на «продвинутом» уровне (Higher level), каждый в объеме 240 учебных часов, и три на «стандартном» (Standard level), каждый в объеме 150 часов.
Группы предметов:
Первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы;
Иностранные языки и литература на этих языках;
Человек и общество (Social science) – история, география, психология, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и другие предметы;
Естественные науки (Science) – общий курс биологии, физики и химии;
Математика;
Дополнительный предмет по выбору – дизайн, музыка, театральное искусство, один из предметов группы 3 или предмет из групп 4, 5 на продвинутом уровне.
На практике это выглядит так: студенты в обязательном порядке изучают математику, общий курс естественных наук, родной и иностранный языки, и еще два предмета выбирают по своему усмотрению. Кроме того, студенты программы IB в обязательном порядке пишут финальное «развернутое эссе» (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов и получают зачеты по двум курсам:
Теория знания (TOK, Theory of Knowledge)
Творчество, спорт и общественная работа (CAS, Creativity, action and service) – курс из 50 часов спортивных занятий, 50 часов творческих занятий и 50 часов социальной работы.
Программа A-level предполагает, что студент уже заранее определил свою будущую специальность и сознательно выбирает предметы, которые ему необходимы. Международный бакалавриат, наоборот, дает возможность студенту, не определившемуся в своих планах, сделать выбор чуть позже.
Еще один важный момент: британские университеты по-разному воспринимают оценки и баллы, полученные за экзамены A-level или IB. Некоторое время считалось, что A-level дает более глубокие знания по конкретным предметам, а IB обеспечивает более широкий кругозор (и менее глубокие знания по конкретным предметам). Однако, ведущие вузы Великобритании с удовольствием принимают студентов с дипломами IB; исследования уровня подготовки выпускников показали, что максимально возможное количество баллов за экзамен IB (45) превышает максимально возможные оценки за экзамены A-level (5 оценок A*) по сложности получения.
Общая система соответствия баллов такова:
45 баллов IB тождественны 5-ти оценкам A* A-Level;
40 баллов IB соответствуют 4-м оценкам A* A-Level;
35 баллов IB (при минимальном пропускном балле 26) соответствуют 2-м A* и 1-му A, полученных на экзаменах A-Level.
В Великобритании до сих пор идут дискуссии об интерпретации экзаменационных оценок. Ежегодно не более 65 студентов в мире получают высший балл за экзамены IB, в то время, как A-Level успешно сдает гораздо большее количество учеников английских школ-пансионов. Специалисты по британскому образованию сходятся во мнении, что высшие баллы абитуриенту проще получить по программе A-Level, а доказать свои знания приемной комиссии университета проще с дипломом IB.
Британские школы признают и проводят обе программы подготовки к высшему образованию. Некоторые частные школы предлагают подготовку только по программе A-Levеl, некоторые — только по программе IB, а некоторые предлагают и A-level, и IB на выбор.
Пэт Джувитт, специалист по приему студентов в Queen Ethelburga’s College: «Программа IB дает нам конкурентное преимущество, а студентам — международно признанную квалификацию».
Пол Гудмэн, представитель Ellesmere College: «Если ребенок — отличник по всем предметам, но пока не уверен, чем заниматься после окончания школы, – IB подойдет идеально. Если же у него наблюдается склонность к гуманитарным или техническим наукам и какие-либо пробелы в знаниях в другой области – лучше выбрать A-Level. Главное — обязательно учитывать то, что ребенок хотел бы изучать в университете и чем хотел бы заниматься после вуза».
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ: выбирая ребенку подходящую программу старшей школы, сконцентрируйтесь на его профессиональных интересах, способностях и сильных сторонах характера – это задаст необходимое направление и поможет сделать правильный выбор.
Остались вопросы? Наши эксперты помогут разобраться во всех тонкостях международного среднего образования.23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше
Как поступить в топовые вузы США и Канады: опыт экспертов и студентов
Полезные советы по зачислению и общение со студентами престижных университетов — на вебинаре 12 декабря.