Михаил Бозылев — пианист, композитор и преподаватель, выпускник DLD College London, бакалавр Goldsmiths, University of London и магистр Royal Conservatoire of Scotland. Мы помогли ему начать обучение в Англии, а сейчас попросили рассказать о том, как у него все сложилось.
Я решил учиться за границей в первую очередь из-за уровня преподавания. В России система музыкального образования не позволяет совмещать сразу две дисциплины — исполнительское мастерство, когда человек играет произведения других композиторов, и композицию, то есть сочинение собственной музыки.
Я решил поступать в британский колледж. С выбором мне помогли в IQ Consultancy. На тот момент мне в первую очередь нужна была языковая подготовка. Кроме того, я хотел иметь возможность самостоятельно выбрать университет после школы, поэтому просто подготовительная программа в определенном вузе мне не подходила. Мы посоветовались со специалистами, высказали все пожелания и остановили выбор на DLD College в Лондоне.
Школа расположена в современном здании в самом центре Лондона
IQ Consultancy организовали собеседование, полностью взяли на себя сбор и подачу документов. Мне оставалось только прийти в офис на видеоинтервью. Небольшую беседу на английском со мной тогда провел мой будущий преподаватель музыки, который в дальнейшем меня многому научил.
Дальше дело было за малым ー подтянуть английский и сдать IELTS. Подготовка состояла главным образом из занятий английским. К музыкальной части готовиться не было смысла — ты не знаешь, какая программа тебя ждет.
Первые дни в Великобритании меня не покидало ощущение, что я решительно ничего не понимаю. На адаптацию нужна пара месяцев — сколько язык ни учи, без практики теорию не отработать. Одно дело словарный запас, другое — умение применять его в разных ситуациях. Понимать людей с разными акцентами, разбираться в специальной лексике и сленге — все это постигаешь уже в самой языковой среде.
Лондон — потрясающий город, очень красивый, очень контрастный, настоящий пазл из разных культур. Обожаю Лондон и хочу развеять стереотип, что он дождливый и мрачный — это совершенно не так. В Питере или Глазго дожди постоянные, а в Лондоне хорошая солнечная погода не редкость, даже зима здесь достаточно теплая.
К чему пришлось привыкать после переезда, так это к самостоятельности. До отъезда я жил с родителями, а тут нужно было все делать самому — готовить, убирать.
Я жил в резиденции. У меня была одноместная комната, свой туалет и ванная. С соседями нужно было делить только кухню. Вообще на территории кампуса были разные варианты проживания — с общей ванной на этаже или в резиденции с небольшими квартирами-студиями, где даже кухня собственная.
Первый год я жил в резиденции от колледжа, на следующий — нашел более доступный вариант и переехал. На кампусе есть все удобства для жизни. Единственное, к чему лично я долго привыкал, — это шум. Студенты бывают разные и с соседями может повезти, а может и не очень. Мне чаще везло.
Первое время я держался поближе к русским. Это психологически комфортнее: когда с английским еще не очень, все вокруг кажется необычным и чужим, русскоговорящие друзья видятся островком спасения в новом мире. Потом понимаешь, что все равно надо общаться и с другими людьми. Теперь у меня есть друзья из Малайзии, приятель англичанин.
Чтобы поступить в вуз в Англии, можно пройти подготовительную программу при конкретном университете или закончить британскую школу. Я выбрал второй вариант и поступил на программу A-Level.
Чтобы пройти в университет, мне нужно было сдать экзамены по трем предметам и получить как минимум одну отличную оценку и две «четверки». Я немного схитрил — одним из предметов выбрал русский язык, чтобы повысить шансы на успех. Дополнительно мне оставалось сдать экзамены по музыке и музыкальным технологиям.
Из всех предметов самым сложным была музыка. Экзамен по ней состоял из трех частей: письменный теоретический тест, исполнение и композиция.
К теоретической части приходилось много зубрить, заучивать факты, знать абсолютно все о 12 произведениях известных композиторов, переучиваться с привычной нам нотной записи на ту, которая принята в Великобритании.
На исполнении нужно было сыграть произведение какого-либо композитора, на композиции — исполнить свое. Потом тест и записи игры отправляют независимым экзаменаторам, которые ставят окончательные оценки. Было непросто, но два года в колледже не прошли даром, и экзамены я сдал успешно.
Учеба в колледже мне нравилась. Было очень интересно, преподаватели заинтересованы в успехе студентов. Больше всех для меня сделал Питер Хопкинс — преподаватель музыки. Он был моим куратором — очень поддерживал меня и всячески продвигал, несмотря на мой плохой английский. Но практика сделала свое дело. Я перестал бояться общения, выступал и выигрывал конкурсы.
Параллельно с колледжем я учился по программе Foundation в консерватории. Преподаватель посоветовал мне Goldsmiths, University of London. Я подал документы туда и еще в три вуза для подстраховки. Сделать это нужно было осенью, за год до предполагаемого поступления. Это время заложено на прослушивания, а потом университеты делают выбор и отправляют приглашения абитуриентам.
Главный корпус Goldsmiths, University of London
Мне пришло приглашение, которое практически гарантировало мне поступление. Оставалось только хорошо сдать экзамены, дождаться отметок и ехать в университет. Кроме того, в Goldsmiths мне предложили стипендию на 25% стоимости обучения. Такое предлагают не часто, да и сам вуз мне понравился программой и расположением.
После Goldsmiths я поступил в магистратуру Royal Conservatoire of Scotland. Goldsmiths — хорошее место, там можно совмещать исполнительство и композицию. Но мой преподаватель по фортепиано говорил, что в консерваториях уровень преподавания гораздо выше, чем в университете.
Зал в королевской консерватории Шотландии
На третьем курсе я подал документы в четыре консерватории, две из них прислали мне приглашения. Я выбрал Royal Conservatoire of Scotland — она занимала тогда четвертое место в мировом рейтинге музыкальных учебных заведений.
Оглядываясь назад, могу сказать: несмотря на все сложности первых лет, я ничего не стал бы менять. Благодаря колледжу я на многие трудности университетской учебы уже смотрел иначе. Уверен, что многое при поступлении решает мотивация.
Абитуриентам могу посоветовать больше времени уделять английскому языку и обязательно съездить в те вузы, которые вам нравятся. Посмотрите на них поближе и решите, куда точно хотите поступать, чтобы идти к своей цели.
Я часто даю концерты при учебных заведениях. Год назад меня пригласили в Новосибирск на мастер-классы по оркестровке (сочинение произведений для оркестров). Мы учились у преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга.
https://www.iqconsultancy.ru/upload/medialibrary/c1a/4.jpg
Фото с концерта из личного архива Михаила
Они меня убедили расширить мое произведение и написать концерт для фортепиано с оркестром. Под руководством преподавателей я сделал первую часть, и она отлично прозвучала с оркестром. Позже я дописал еще две части, и в июне в Новосибирской филармонии состоялся мой композиторский дебют — мы с оркестром исполнили концерт полностью.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше
Как поступить в топовые вузы США и Канады: опыт экспертов и студентов
Полезные советы по зачислению и общение со студентами престижных университетов — на вебинаре 12 декабря.