Как многим известно, «дизайн» это весьма популярное направление среди абитуриентов. Интересно узнать, как преподают дизайн и стайлинг в Европе? Существуют ли аналоги этому в российских вузах? Об это и не только мы поговорили с 18-летней студенткой первого курса Института Марангони, Софьей. Istituto Marangoni был основан в 1935 году и стал первым частным вузом Европы, где готовили профессионалов моды. Сегодня он входит в пятерку лучших fashion-школ мира и предлагает десятки творческих и бизнес-специальностей — от дизайна одежды, продукта и интерьеров до бренд-менеджмента и кураторства. У Марангони – кампусы в главных фэшн-столицах мира – Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Майями, а теперь - в Дубае. В Марангони учились Доменико Дольче (Dolce & Gabbana), Франко Москино (Moschino), Алессандра Факкинетти (Tod’s), Жюли де Либран (Sonia Rykiel), Родольфо Пальялунга (Jil Sander) и другие звезды. Софья, с которой мы поговорили, учится в лондонском кампусе этого института.
- Соня, почему вы выбрали кампус Института Марангони в Лондоне?
- Мне просто всегда хотелось учиться в этом городе. Здесь факультет стайлинга и бизнеса лучше, чем в других местах. Но, если вы хотите заниматься дизайном, то вам лучше – в Милан, а не в Лондон. А, например, дизайну от-кутюр стоит учиться в Париже. Так сделала моя подруга.
- У вас специализация фэшн стайлинг. В блоке про фэшн – три направления: дизайн, стайлинг и бизнес. Почему вы выбрали стайлинг? Что это такое?
- В курсе «стайлинга» больше 15 направлений. Вы можете стать стилистом, который стилизует человека, заниматься персональным стайлингом, то есть, выбирать ему одежду. Если повезет - одевать какую-то знаменитость. Либо можно заниматься показами: стилизовать fashion campaign (рекламную модную компанию) для видео. Огромный список разнообразной деятельности. А если учишься на дизайнера, то, в лучшем случае, станешь только дизайнером. Стилисту можно в будущем заниматься фотографией. Главное – иметь вкус. Иначе ничего не получится.
- Какие у вас учебные предметы?
- Есть «стайлинг», когда нам рассказывают, как работают другие стилисты и дизайнеры. Есть лекции по Истории искусства. Стилист должен разбираться в тканях, поэтому у нас были занятия по текстилю - про все ткани, которые использовались в истории. Мы за этими тканями бегали, их смотрели, трогали. Были практические работы по фотографии: мы стилизовали друг друга и потом это анализировали. Есть урок digital- дизайна. Это для тех, кто хочет работать редактором в журнале. Обучение начинается с того, что мы смотрим, как выглядит этот журнал внутри: как нужно составлять страницу, как красиво выкладывать материалы. Еще мы занимаемся созданием веб-сайтов, досконально изучаем фотошоп. А есть fashion writing.
Что это такое?
- Это – написание статей о моде. Они могут касаться, например, анализа модных коллекций. За занятие нужно написать 500 слов по поводу какой-то коллекции. Мне всегда было трудно писать. Но таким, как я, не делают скидку – это моя проблема. Главное, мне это очень интересно. Недавно, по этому курсу нужно было сочинить большую (тысяча слов) статью на любую тему, связанную с модой. Только тема должна быть новой. Я, конечно же, начала писать статью за пять дней до сдачи (смеется). Не знала, о чем… Но в тот день, когда отступать уже было некуда, умерла Вивьен Вествуд. И я решила сделать статью о ней: о том, как зарождался панк и кто теперь продолжит бренд.
- Эти занятия длятся на протяжении всего года?
- По-разному. Допустим, «текстиль» заканчивается после первой четверти. Сейчас вместо него – урок «social-media». Это– изучение соцсетей.
- Насколько я слышала, у вас очень много практики. Она превалирует над теорией. Так ли это?
- Да, это правда. Только что мы работали над персональным проектом, на который было отведено полтора месяца. Он назывался «Discover London» (исследуй Лондон). Нужно было сравнить западную и восточную часть столицы Великобритании: полностью проанализировать, как выглядят жители запада и востока города. Потому что выглядят они очень по-разному. Мы смотрели, как одеваются люди тут и там, сравнивали архитектуру, культуру. Делали полный анализ двух частей мегаполиса. В рамках этого проекта был digital-дизайн. Мы создали восемь мудбордов на тему запад-восток. Мудборд это - коллаж. Так называют презентацию, собранную из фотографий, иллюстраций, слоганов, шрифтов и цветовых схем. Он показывает, каким будет дизайн будущего проекта. Фэшн-коллаж это очень важная штука. Любой проект начинается именно с него. Если вы хотите сделать классную съемку, вы сначала должны предоставить коллаж. Если он понравился, вас возьмут на работу. Если нет, то нет.
- Еще в рамках этого проекта был курс по составлению образов. С помощью фотошопа мы ставили рядом три фигуры и одевали их так, как считали нужным, представляя, как бы выглядели люди на востоке и как на западе города.
- И в чем разница?
- На востоке Лондона люди одеты немного странно, а на западе – как принцесса Диана.
- Что было нужно для того, чтобы поступить в Институт Марангони? Наверное, портфолио?
- От меня этого не требовали. Дело в том, что первый год моей учебы назывался foundation. Он необходим тем, у кого нет 11 лет школьного образования. У меня было только 10 лет, потому что я закончила экстернат - была самая младшая, поступила в 16 лет. А у нас были даже 26-летние студенты. Фаундейшн на самом деле очень полезен: он помогает понять, чем вы действительно хотите заняться. Такой обзорный курс. Я вот сначала собиралась поступать на бизнес, но во время учебы на фаундейшн поняла, что мне это скучно. А моей подружке очень нравится: она хочет свой бизнес открыть. Бизнес для меня слишком скучный, не творческий а дизайн – слишком творческий. И я выбрала стайлинг. Портфолио нужно тем, кто не проходил фаундейшн, а мы портфолио сами составляли, учась там. Теперь, впрочем, хочу его переделать: я же не бизнесом, а стайлингом занимаюсь.
- Какой у вас английский?
- У меня хороший английский. Но поражает то, что у нас на курсе многие только понимают, но не разговаривают на языке. Я сдавала IELTS в России, а английский выучила не в школе, а, можно сказать, самостоятельно: с раннего детства смотрела мультики по-английски, фильмы – сначала с субтитрами. Лет в 15 у меня был уровень В-2, сейчас – С-1. С-2 есть только у носителей языка. Для меня английский сейчас – скорее первый язык. По-русски разговариваю только с мамой.
- Студенты из каких стран у вас учатся?
- В моем классе русских нет. Есть ребята из Испании, Швейцарии, Италии, Америки, Германии, Нидерландов и одна китаянка. В классе у меня двое друзей – американец и девочка из Марокко. Она здесь живет лет пять. С остальными мне не очень интересно. Мои друзья в основном не из университета. Они очень творческие, интересные люди, которые уже чего-то добились – им по 25-26 лет. Мы встречаемся, ходим на выставки, ездим в популярные места, где можно встретить известных людей. Допустим, две недели назад я была в одном заведении, где проходила афтепати British Fashion Awards (Британская премия моды). Это очень важное мероприятие. Я случайно оказалась там, где собрались известнейшие в мире моды люди. Ехала в лифте вместе с двумя знаменитыми дизайнерами.
- Притеснений потому что вы русская среди студентов нет?
- Здесь это не допускается. Если ты расист, гомофоб с тобой никто общаться не будет.
- Кто вам преподает? Это люди из индустрии моды?
- Да. Даже есть достаточно известные. Все они не только учителя и они все прекрасные. Много итальянцев – диджитал-дизайн, фэшн райтинг, история искусства. Двое британцев – одна женщина стилист, и одна – преподавала текстиль. Трое фотографов – один практикующий фотограф, другой читает еще и историю моды, третий помогает снимать.
- Снимаете на цифру?
- И на цифру, и на пленку. Мне нравятся пленочные фотографии, они очень красивые. Но там не сразу виден результат, а во время учебы это важно.
- Видно, что вам тут очень нравится. Что для вас было главным в выборе места учебы?
- Это правда. Я люблю Лондон и мне нравится тут учиться. У нас в прошлом году была возможность посетить лондонскую Fashion week (неделя моды). Всего выбрали восемь лучших студентов. Я сидела в первом ряду на показе дизайнера из Индии (наполовину англичанина). Для меня это было грандиозное событие. Потом в баре мы разговорились с человеком, который оказался хозяином этого мероприятия и креативным директором Versace. Лондон хорош тем, что на каждом шагу можно встретить интересных людей. Здесь все очень открытые, могут пообщаться с тобой на любые темы. Беседа может продлиться два часа. Я и со своим лучшим другом познакомилась в ресторане.
- Слышала, что в Париже у Марангони больший акцент на высокой моде – от кутюр, в Италии – на прет-а-порте. А в Лондоне больше авангард. Это так?
- В Лондоне настолько все свободно: кто что хочет, тот то и делает. Из всех университетов Лондонский Марангони самый свободный. Даже если вы изучаете дизайн, в Милане вас больше будут направлять, куда идти. А здесь вы сами выбираете.
- Какие ваши планы на будущее?
- После окончания этого вуза, я хочу пойти в магистратуру Центрального колледжа искусств и дизайна Сент-Мартинс. Он самый известный и оттуда выходит большинство знаменитых дизайнеров. А пока планирую устроиться на работу во время учебы. В Лондоне, даже для того, чтобы стать продавцом в хорошем магазине, предварительно нужно иметь два-три года работы в обычном магазине: трудился два года в Заре, и тебя возьмут в крутой бренд. Что уж говорить о других местах работы!
- У нас многие хотят после университета поехать на три-пять лет в США, потому что здесь очень дорогая жизнь. Стилист, который только начал работать, в Америке получает 65 тысяч долларов в год. А в Англии 25 тысяч фунтов. В Америке возможностей больше – там страна денег. А здесь невероятно интересно. Как говорят: если вы устали от Лондона, вы устали от жизни.
- Есть ли аналоги такому образованию в России?
- Нет. К сожалению, в России профессия стилиста умерла. Есть Британка (Британская высшая школа дизайна), но они не дают диплом, - дают справку. Я знаю нескольких очень хороших стилистов, но у них нет возможности интересной работы и хорошей зарплаты. Их в России человек 15. Они либо становятся блогерами, либо уезжают. Когда в гимназии Примакова, где я училась, я говорила о своей мечте стать стилистом, там считали, что это потому, что я не справляюсь со школьной программой.
- Многие родители боятся отпускать ребенка в такие города, как Лондон. Что вы можете им сказать?
- Лондон безопасный город. Я езжу на метро в 12 ночи, на последних поездах. Никакой опасности не было. Есть бездомные, но они никого не трогают.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше
Выставка премиального образования за рубежом
28 марта в Дубае приглашаем вас на выставку престижного образования. Пообщайтесь с приемными комиссиями школ, вузов и языковых курсов из Англии, США, Канады и других стран!
Будет полезно семьям с детьми от 8 лет.